Разные трактовки совести
Разные трактовки совести. Совесть в философии трактовалась как негативная и позитивная категория.
Как негативная, совесть представала укоряющей и предостерегающей, даже устрашающе предостерегающей или критичной по отношению к прошлому и судящей его.
Как позитивная, совесть, вопреки расхожим представлениям о ней, представала побуждающей к заботе и решимости.
Рассматривая совесть как глас Божий, философы расценивают это как призыв к совершенству.
Такие выражения, как «спокойная совесть» или «чистая совесть», в обычной речи обозначают осознание человеком исполненности своих обязательств или реализации всех своих возможностей в данной конкретной ситуации.
В разных же нормативно-теоретических контекстах феномен «чистой совести» трактуется различно:
- «чистая совесть» как обозначение чувства благополучия «безопасности, как следствие покорности и зависимости;
- «чистая совесть» как отражение амбиций человека на достижение совершенства, его претензий на внутреннюю цельность и полноту, как отражение самодовольного сознания и, наконец,
- «чистая совесть» в значении бессовестности, понимаемой как склонность не обращать внимания на законы совести.
«Муки совести», наоборот, знаменуют неприятие себя как такового.
В осуждении себя состоит раскаяние как явно выраженное сожаление о содеянном и намерение не совершать впредь того, что будет достойно сожаления.
Выражение «свобода совести» обозначает право человека на независимость его внутренней духовной жизни и возможность самому определять свои убеждения.
В узком и более распространенном смысле «свобода совести» - это свобода вероисповедания и организованного отправления культа.
В собственно этическом смысле слова совесть не может быть иной, как только свободной.
«Совестный акт» есть проявление внутреннего освобождения личности, а свобода в последовательном своем проявлении - не что иное, как жизнь по совести.