Сарматские курганы
Примерно 5 тысяч лет назад в восточноевропейских степях появляются первые курганы — возведенные искусственно земляные надмогильные насыпи.
Как и большинство других захоронений древности, курганные насыпи скрывали под собой личные вещи умерших, которые могли многое рассказать о положении, которое те занимали при жизни.
С середины первого тысячелетия до нашей эры на степных просторах теперешнего Оренбуржья формируются кочевые скотоводческие сообщества сарматов.
Их жизнь – это постоянное движение со всей домашней утварью, скотом и прочим имуществом.
Для раннесарматской эпохи характерен обычай переламывания мечей и разбивания бронзовых зеркал, принадлежавших умершим, и укладывания образовавшихся обломков и осколков рядом с телом умершего.
В женских захоронениях сарматов чаще можно встретить украшения или предметы быта, в мужских – элементы вооружения и доспехов.
Сарматы – признанные воители, принимавшие в качестве наемников участие в греко-персидских войнах, причем и с той, и с другой стороны.
Из военных походов сарматы привозили всевозможные культурные трофеи, образцы древнего оружия, предметов домашнего обихода, обогащая тем самым культуру собственного народа.
Эти люди еще не имели собственной письменности, и мы знали бы о них очень немного из отрывочных сведений античных авторов, если бы не археологические раскопки древних сарматских курганов…
Сарматские курганы Оренбургской области
Один из известнейших сарматских курганных могильников (его название — Филипповский) расположен на территории Оренбургской области, в безлесной и безводной ныне степи, на водоразделе рек Урала и Илека.
Он состоял из 28 курганов.
В центральной части могильника располагались две наиболее крупные насыпи. Их диаметр превышал 100 м, а современная высота достигала 8 м.
Можно предположить, что исходная высота этих насыпей превышала 20 м. В археологии курганы таких размеров условно называют «царскими».
Один из оренбургских курганов был исследован еще в 1989—1990 гг., и несметные сокровища, добытые при его раскопках, стали известны во всем мире.
Другой курган подвергся попытке ограбления с помощью экскаватора в 2005 г., и лишь чудом мы не потеряли коллекцию драгоценных предметов, которые благодаря археологам несомненно войдут в золотой фонд мировой культуры и науки.
В связи с угрозой окончательной потери научных данных об этом грандиозном памятнике сарматской культуры была в 2006 г. организована для спасательных раскопок кургана Приуральская археологическая экспедиция Института археологии РАН (руководитель экспедиции — доктор исторических наук Л.Т. Яблонский).
Под центральной частью насыпи обнаружена большая погребальная камера, представлявшая собой своеобразный «дом мертвых».
Помещение площадью около 40 м2 имело деревянное перекрытие («крышу»).
В дом вел коридорообразный вход. В центре помещения, на против входа, располагался символический глинобитный очаг-жертвенник. На его поверхности сохранился слой золы.
Поэтому можно утверждать, что в ходе погребального ритуала здесь действительно разжигали огонь.
Вокруг очага стояли деревянные гробовины, в которых лежали покинувшие этот мир 2,5 тысяч лет назад обитатели дома скорби.
Вблизи очага и между гробовинами были найдены разнообразные жертвенные подношения.
Особое место среди них занимает драгоценный и не имеющий близких аналогий деревянный ритуальный сосуд.
Это две соединяющиеся чаши с массивными ручками, выполненными в виде орнаментированных голов баранов.
Тулово сосудов покрыто серебряными листами, а ручки отделаны золотом. Золотыми листами покрыты и ноги баранов, расположенные под днищем тулова.
Еще три погребения были обнаружены под курганом, у краев насыпи.
В двух захоронены знатные воины, а в третьем одновременно похоронены молодые мужчина-воин и женщина.
Вдоль ее рук лежали золотые с эмалевыми вставками нашивки в виде хищников (вероятно, тигров).
Это дает возможность предположить, что женщина была укрыта богато украшенной накидкой.
Огромную ценность представляют собой найденные в этом погребении массивные литые золотые браслеты и гривны (надеваемые на шею кольцевидные нагрудные украшения со скульптурными изображениями различных животных).
Такие гривны, предполагают ученые, служили символами власти. В данном случае предмет свидетельствует о высоком социальном статусе некоторых женщин в раннекочевых сообществах.
Упомянутые находки имеют много общего в составе предметов из так называемого Амударьинского клада, который при загадочных обстоятельствах был найден англичанами на юге Средней Азии еще в XIX в. Ныне клад хранится в лондонском Британском музее. Происхождение его связывают с древним Ахеменидским Ираном.
Ахемениды — царская династия Древней Персии, существовавшая в VI-IV вв. до н.э. Название династии происходит от ее мифического предка — Ахемена. Основателем династии значится царь Кир II. Вершины расцвета государство достигло при царе Дарии I, сумевшем свести в единое целое десятки государственных образований Среднего и Ближнего Востока.
С территории Среднего Востока или Малой Азии происходит роскошный литой серебряный сосуд из парного погребения Филипповки.
Изображение точно такого сосуда известно по каменному барельефу дворца царей в Персеполе (древней столице Ахеменидского Ирана).
На рельефе, датируемом пятым столетием до нашей эры, изображен царь Дарий I, который принимает подношения от послов подчиненных ему народов.
Один из дарителей держит в руках сосуд, очень похожий на обнаруженный в Филипповском кургане.
В воинских захоронениях кургана древних сарматов найдены многочисленные украшения и предметы вооружения.
Среди них — золотые литые гривны, инкрустированный золотом меч с золотым перекрестием, массивные портупейные пряжки, золотые накладки на деревянные чаши, выполненные в традициях так называемого звериного стиля, — всего свыше 70 предметов только из драгоценных металлов.
Материальная стоимость полученной коллекции исключительно велика, а ее историческая и художественная ценность вообще не имеет денежного эквивалента.
Столь же ценными являются и научные результаты раскопок Филипповского кургана в Оренбургской области, которые приумножают наши знания об особенностях жизни и высокой культуре древних обитателей приуральских степей.