Сейды Кольского полуострова
Среди чарующих ландшафтов Европейского Севера внимание путешественника привлекают необычные каменные конструкции.
Установленные так внешне неустойчиво, что, кажется, и стоять не должны, они сумели-таки выстоять под напором временных факторов и событий.
Это сейды — культовые изваяния древних саами.
В саамской традиции «сейд» — одухотворенный объект всеобщего поклонения. Им может быть дерево, гора, река, озеро, камень и рукотворное каменное сложение.
Этнограф Н.Волков в 1947 г. на заданные саами вопросы, что означает это слово и каково предназначение сейда, получал путаные ответы, связывавшие сейды с подобием человека, чем-то, что способно влиять на судьбу человека и определять вселенский порядок вещей.
В любом селении указывали на два-три камня, признававшихся местным населением сейдами, а иногда на гору или естественное возвышение, хотя сейдом, судя по всему, был камень на ней.
Ныне сейдом принято именовать крупный валун или сложение нескольких валунов, опирающихся на вспомогательные камни (от одного до десяти).
В России они встречаются в Мурманской области, Карелии, северной части Ленинградской области.
Аналогичные памятники известны также в Швеции, Финляндии, Норвегии, где, впрочем, их называют по-другому, например летучими валунами, «курицей на яйцах», «столами гигантов» и др.
Встречаются (особенно часто - на островах Белого моря) и композиции из нескольких камней, поставленных друг на друга или выложенных на скале пирамидкой.
Как появились сейды
До середины XX в. рукотворность сейдов не обсуждалась, их чаще всего считали природными образованиями ледниковой эпохи.
Но когда был открыты крупные комплексы из сотен сейдов, их происхождение уже не могло быть однозначно объяснено деятельностью ледника.
Первый такой комплекс был обнаружен археологом И.М.Мулло в 1968 г. на вершинах скалистых островов Русский и Немецкий Кузов в Белом море, другие подобные скопления культовых камней были зафиксированы в 1990-х годах, также в Карелии, на вершинах гор Воттоваара, Кивакка, Нуорунен и некоторых других.
По расположению на пологих вершинах невысоких карельских гор данные комплексы получили название плато сейдов.
На данном этапе в России именно эти расположенные в Карелии святилища древних саами наиболее изучены.
Различают два базовых типа сейдов: [1] антропоморфные, посвященные «духам предков», и [2] зооморфные, «отвечающие» за удачную охоту и благосклонность природных явлений.
Но данные трактовки небесспорны — некоторые сейды напоминают птиц и животных (лемингов, волков, китов, тюленей), если смотреть на них с определенных точек обзора.
У саами действительно существовали священные скальные образования, напоминающие контуры людей, — скала Куйвы на Сейдозере (Ловозерские тундры, центральный район Кольского полуострова), «Раткольский бог» (скала на острове Ратколье, Онежское озеро), скала Астувансалми (Финляндия).
Впервые систематизацию культовых комплексов дохристианских саами в Скандинавии осуществил А.Воррен.
В его классификации насчитывается восемь типов капищ: от гротов, ям и расщелин до скалистых склонов, камней-валунов (и сооружений из них), озер и священных источников.
Сыскать антропоморфные фигуры, сложенные из камней, - большая удача. Примером может служить святилище бога терских саами Каврая, расположенное вблизи Верхнекаменного погоста.
Это изваяние чуть меньше полутора метров в высоту служило объектом поклонения местных жителей.
В отличие от Карелии, Кольский полуостров во многом еще «белое пятно» на карте распространения древних саамских святилищ.
В 1970-х годах Ю.В.Титовым здесь была обследована группа сейдов, расположенных на скалистой возвышенности в полутора километрах от пос.Серебрянский на правом берегу р.Воронья.
Им были описаны поставленные на «ножки» валуны – от мелких, едва достигавших в высоту полметра, до валунов гигантских размеров – от трех до трех с половиной метров в высоту.
Сложения валунов здесь отображали формы птиц и морских животных.
Характерные особенности сейдов
В расположении святилищ древних саами в Карелии выделяется несколько характерных признаков:
- культовые комплексы располагаются на пологих, часто безлесых, вершинах гор;
- скопления камней сейдов всегда располагаются на скальных поверхностях (сейды никогда не возводились на других, послеледниковых формах рельефа);
- сейдам сопутствуют небольшие верховые озера — палеоводоемы;
- один из первостепенных ландшафтных атрибутов святилищ — наличие ущелий, трещин в скалах, разломов и подобных образований.
Результат работы с источниками и уточнения географических особенностей сейдов Карелии позволил определить места возможного расположения крупных скоплений культовых камней древних саамов на Кольском полуострове и посетить эти места в 2004 и 2005 гг.
Были обследованы северные районы Кольского полуострова от Лиинахамари до горы Северный Сейдпакх.
В этой полосе было выявлено несколько крупных комплексов, по предварительной оценке, состоящих из нескольких тысяч культовых камней.
Обзор плато сейдов Кольского полуострова позволяет выделить конструктивные и ландшафтные внешние признаки, по которым с большой степенью вероятности можно отнести тот или иной сейд к рукотворным объектам.
К первым относятся особенности установки камня, условно названные архитектурой сейда.
Так, валуны околосферической формы имеют опоры под центром, плоскиеобломки скал обычно возводились горизонтально на трех-четырех опорах, камни околокубической формы часто удерживались на ребре при помощи одной опоры.
Стандартные признаки сейдов — визуально неустойчивая установка валунов, использование опорных камней цвета, отличного от цвета самого сейда, использование породы, нехарактерной для данной местности.
На плато сейдов собственно камням-сейдам часто сопутствуют другие конструктивные элементы: каменные кучи и пирамидки, очажные и квадратные выкладки, заложенные камнями трещины в скалах.
Выявлены даже характерные для данной местности «стили».
Их существование в установке камней может говорить о длительном времени развития и существования этого культа, а также, вероятно, о некоторых отличиях в культурном плане между племенами, обитавшими в различных районах Карелии и Кольского полуострова.
С другой стороны, различные стили соответствуют различным формам рельефа.
Рукотворность комплексов плато сейдов подчеркивают и ландшафтные признаки.
Они установлены только на скальных поверхностях, на доминирующих над местностью высотах, вблизи небольших водоемов или источников.
Сейды никогда не возводились на хаотических скоплениях валунов, оставленных ледником.
Условные центры культовых комплексов — и рукотворные конструкции, отличные от сейдов, и естественные образования.
На горе Кивакка в Карелии (название которой происходит от Киви Акка — «Каменная Баба») сейды группируются вокруг разлома, проходящего через вершину горы, а на горе Двойной центрами служат скальный останец на одной вершине и небольшая каменная пирамидка, возведенная над трещиной, на другой.
На карельской горе Нуорунен — собственно центральная вершина, на террасе вокруг которой сгруппированы сейды.
По этим признакам можно предположить, что древние обитатели Севера выбирали места для возведения культовых комплексов на некотором удалении от определенных природных объектов — останцов, скал, ущелий, провалов, которые, видимо, обожествлялись, как и сами сейды.
Культ сейдов
Для сооружения сейдов использовались валуны, принесенные ледником из других мест, а в некоторых случаях обломки скал, удаленных не более чем на несколько сотен метров.
Но откуда возник культ сейдов?
В Скандинавии по некоторому внешнему сходству принято считать культ сейдов заимствованным от культа дольменов Южной Швеции.
Истоки культа сейдов кроятся в специфике северной природы.
На чем хочется остановить свой взор в окружающем ландшафте?
На то, что из него выделяется, — на запрятаный среди камышей скалистый остров, на самую крутую гору, бездонный водопад или таинственное ущелье.
Именно возле таких «темных пятен», именовавшихся термином «урочища», наши предки чаще всего возводили свои святилища.
Немногочисленные валуны, оставшиеся на возвышенностях после схода ледников, не могли не вселять в древних саамов благоговение и страх, не способных объяснить происхождение столь странных природных образований.
Отсюда и наделение сейдов магическими свойствами вплоть до их обожествления.
Распространение сейдов вполне укладывается в эту традицию копирования магических символов.
В тундре на подступах к горе Двойной возвышается небольшая сопка среднего высотного диапазона, но доминирующая над местностью.
На вершине ее ни одного сейда, и только у подножия, на небольшой террасе возле двух малюсеньких водоемов, располагается компактное скопление из десятка сейдов.
Наличие воды требовалось для отправления ритуалов, приношений и других религиозных или мистических действ.
Вода была определяющим фактором в выборе места для расположения сейдов.
Саамы издревле увязывали горы с раем, а верховые озера считали прообразами источников мировых запасов воды.
Неподалеку от озер располагались и сейды, возведенные некогда на территории современных Швеции (озеро Виксиярви, гора Мионювара) и Финляндии (озера Кикасярви, Наккалаярви, Сомасярви).
Сосредоточение множества культовых камней на плато сейдов подчеркивало «святость» данных мест.
Вероятнее всего, плато были своеобразными религиозными и культурными центрами древних саами.
Очевидно, что обнаруженные святилища далеко не последняя точка в их исследовании. Впереди новые поиски, новые экспедиции.