Мнения философов о дружбе
Мнения философов о дружбе. Понимание дружбы как отношений, существенно отличных от чувственной любви или товарищества, исторически сложилось относительно поздно.
По преданию, древнегреческий философ и математик Пифагор (580-500 до н. э.) понятием «дружба» обозначал принцип единения в мире всех со всеми.
Ему же принадлежит и высказывание: «Дружба- это равенство».
Вместе с тем наиболее ценными разновидностями дружбы он считал дружбу с родителями, вообще со старшими, а также с благодетелями, то есть с теми, с кем в силу их статуса равенство никак невозможно.
Со времен античности дружба символизировала возвышенные человеческие отношения и рассматривалась как воплощение подлинной добродетели и мудрости.
Именно такой образ дружбы был развит Аристотелем, который создал наиболее фундаментальную и развернутую в древнегреческой философии концепцию дружбы.
Содержание дружбы, по Аристотелю, составляют особенные - добродетельные и нравственно-прекрасные - отношения.
В дружбе люди благодетельствуют, друзья совместно проводят время (или живут сообща), они «наслаждаются взаимным общением», схожи во всем и делят друг с другом горе и радости.
Друзей отличает единомыслие, которое проявляется также и в поступках.
Поскольку к другу относятся, как к самому себе, то друг - это другое «Я».
При всей разноплановости характеристик дружбы наиболее важная, по Аристотелю, следующая: в дружбе человек желает другому блага ради него самого, старается по мере сил, не думая о себе, содействовать этому благу и к другу «относится, как к самому себе».
Римский философ и политический деятель М. Т. Цицерон (106-43 до н. э.) понимал дружбу как отношения, при которых к другу стремятся из приязни, то есть дружеского расположения (в латинском, как и в греческом языке, слово «amicitia» - «дружба» -получило свое название, и это специально оговаривается Цицероном, от слова «amor» - «любовь»), а не из стремления к удовольствию или пользе.
Подобно Аристотелю, Цицерон описывал дружбу как совершенные и нравственно-прекрасные отношения: в том, чтобы просить друзей только о нравственно-прекрасном и делать друзьям, нравственно прекрасное, не дожидаясь их просьб, заключен «первый закон дружбы».
Среди «правил дружбы», которые сформулировал Цицерон, такие, как быть искренним, доверять, быть равным с нижестоящими по положению или возрасту, благотворительствовать, быть сдержанным и воздерживаться от ссор, в разрыве сохранять достоинство и так далее.
В эпоху позднего Возрождения французский философ-гуманист М. Монтень, отличая дружбу от отношений родителей с детьми, от любви к женщине, а также от расхожего понимания дружбы как близкого знакомства или полезной связи, создал образ совершенной дружбы - такого рода общения, в котором нет никаких иных расчетов и соображений, кроме самой дружбы, а все душевные побуждения человека чисты и безупречны.
В философской мысли последующих времен сохранялось противопоставление дружбы, как бескорыстных отношений, эгоистическим связям.
В новоевропейской моральной философии (Д. Юм, И. Кант, А. Шопенгауэр) реалистически-критический подход к анализу дружбы стал преобладающим.
Вместе с тем происходило более глубокое осмысление разных по характеру межличностных отношений.
В XX в. понятие «дружба» превратилось в предмет специального исследования психологов.