Личность и убеждения
Личность и убеждения. Если мировоззрение - это обобщенный взгляд человека на мир как на единое целое, то убеждения человека отражают степень активности утверждения этого взгляда.
Человек может обладать энциклопедическими знаниями и не иметь вообще никаких убеждений.
Из этого следует, что знание само по себе является необходимым, но недостаточным условием для формирования убеждений.
Чтобы выработать свои убеждения, необходимо активно отстаивать свои взгляды как истинные.
Наличие у человека тех или иных убеждений, безусловно, свидетельствует о его духовной зрелости.
О таких людях обычно говорят, что это «цельные личности».
Такие люди понятнее в общении, на них можно положиться - поступить недолжным образом им не позволит их убеждение.
Однако наличие у человека прочно устоявшихся взглядов само по себе не является свидетельством чего-то безусловно положительного.
Следует иметь в виду, что убеждения - это всегда только форма выражения личности, которая зависит от содержания.
А содержание убеждения может нести в себе как стремление к благу, так и стремление к его противоположности.
Дело в том, что человек без определенных убеждений, занимаясь тем или иным делом, будет совершать это без вдохновения, и если вдруг окажется, что поступать следовало иначе, то и отрицательный результат будет незначительным.
Совсем другое, когда за совершение дела возьмется убежденный человек.
Он приложит максимум усилий, проявит чудеса активности, привлечет к этому множество людей, и поэтому отрицательный результат может оказаться не просто страшным, но даже катастрофическим.
Назидательным примером такого рода убеждений может служить история церковного раскола, произошедшая в результате реформы патриарха Московского и всея Руси Никона в XVII в.
Русское православие возникло в результате прямого заимствования христианства из Византии.
Священное Писание, иконопись и церковные каноны пришли в Россию из византийской церкви, бывшей по своему духу греческой.
Христианство было принято на Руси в X в. Естественно, за семь столетий накопилось много неточностей в переписывании священных книг, соблюдении служебных канонов и так далее.
Никоном двигало вполне оправданное желание - привести существующие тексты и каноны в соответствие с греческими образцами.
Однако патриарх не учел, что церковь тоже живой организм, и всякое его «изменение к лучшему» будет фактически означать операцию на живом теле.
Тем не менее Никон был глубоко убежден в своей правоте и с вдохновением взялся за дело.
В ответ на реформирование стали появляться раскольники, которые всячески противились новшествам, полагая, что русское православие есть самостоятельное явление в церковной жизни.
По силе и глубине своей убежденности в российскую историю навсегда вошла боярыня Морозова, выступившая против церковной реформы Никона.
Несмотря на угрозы и пытки, боярыня не отказалась от своих взглядов.
Раскольница была арестована и заточена в Боровский Пафнутьев монастырь, где и скончалась.
Ставший причиной многих трагедий, раскол так и не был преодолен...