Сущность понятия «любовь»
Сущность понятия «любовь». В каждой эпохе стремились понять причины влечения мужчин и женщин друг к другу.
Греческая культура, уделившая много внимания природе любви, раскрыла несколько ее видов, каждый из которых имеет свое собственное имя.
Одно из них - Эрос. Под ним понимается любовь как страстное наслаждение, обожание своего возлюбленного.
Такая любовь эгоистична и подвержена ревности. Наиболее прозаический вариант эроса в современном его понимании - секс.
Другой вид назван «филией». В основе этой любви лежит дружба, симпатия, расположение человека к человеку.
«Старте» -это любовь-привязанность, как правило, родовая или семейная, обычно ее называют братской, отцовской, материнской любовью.
Наконец, «Агапе» - любовь жертвенная, способная на подвиг во имя возлюбленного.
Греческий философ Платон посвятил анализу любви диалог «Пир».
Согласно Платону, низшей формой любви является простое чувственное влечение к красивому телу, а высшей формой - идеальная любовь, предметом которой служит не «красивое тело», а «абсолютная красота».
Именно такое понимание высшей формы любви дало повод впоследствии назвать ее «платонической любовью».
Христианство видит в любви сущность Бога и его отношение к человеку.
Падший, греховный мир сам по себе не достоин любви, как, впрочем, не достоин ее и падший человек.
Но из сострадания к человеку Бог протягивает ему руку надежды.
Поэтому любовь христианская сострадающая, жертвенная.
В XX в. усиливавшееся отчуждение человека от естественной природы отводит и любви техническую роль.
Любовь в его представлении оказываете» «техникой секса», «биологической энергией, направленной на воспроизводство особей в популяции» и так далее.
Мировоззренческой и идейной основой такого понимания сущности любви послужили материалистические теории, возникшие в конце XIX - начале XX в.
Однако если бы человеческая любовь исчерпывалась только ее биологической, сексуальной, телесной и тому подобными составляющими, мир сразу бы стал ущербнее.
Так, если бы мы позволили себе мысленный эксперимент и отключили любовь в человеческом мире, точно так же, как отключают свет в помещении, оставив только все биологическое, телесное и так далее, нашему взору предстала бы удручающая картина.
Парис не полюбил бы Елену, и Троянская война никогда бы не началась, следовательно, Гомер никогда бы не создал «Илиаду», последняя не послужила бы образцом для Эсхила, Софокла, Еврипида, Анакреона, Виргилия и так далее.
Античные авторы вообще не оказали бы влияния на авторов эпохи Возрождения, в результате чего не родилась бы литература XVII-XIX столетий.
Не было бы Шекспира, Байрона, Пушкина, Достоевского...